Сайт Алексея Басова и Татьяны Басовой

Главная ||| Блог

Ямамото Цунэтомо: «Сокрытое в листве»

(в конце статьи указаны источники некоторых материалов)

Каждый день я освежаю и шлифую свой разум идеями Буси-До. Если что-то идёт не так, если разум потерял покой и точку опоры, просто остановитесь... и погрузитесь в мысли мудрых Самураев. Это убережёт от множества ошибок.
Ошибки – всегда плод незрелого ума и дисбаланса духа.
© А. Р. Басов, «Заметки писателя»

Ямамото Цунэтомо (также известен как Ямамото Дзётё) (11.06.1659 – 30.11.1719), автор классического трактата о самурайской этике «Сокрытое в листве» (Хагакурэ, Hagakure), был самураем клана Набэсима в районе Сага в провинции Хидзэн и служил своему господину Набэсима Мицусигэ и клану тридцать лет своей жизни. Когда Набэсима умер в 1700-м году, Ямамото не лишил себя жизни следом за своим господином по обряду «дзюнси» (ритуальное самоубийство слуги после смерти господина), так как его господин негативно относился к такой практике при жизни. Вместо этого, он выполнил пожелание Набэсимы и отказался от «дзюнси».

После некоторых ссор с преемником Набэсимы Ямамото отказался от светской жизни и удалился в своё убежище в горах, став дзэнским монахом-отшельником. Позже (между 1706-м и 1716-м гг.) он делился многими своими мыслями со своим другом-самураем Цурамото Тасиро. Многие из этих афоризмов имели отношение к его отцу и деду Наосигэ, а также к трудностям пути самурая. Сам автор не предполагал его написание, письменная версия появилась благодаря стараниям одного из учеников Цунэтомо. Ценность «Сокрытого в листве» состоит в том, что данный трактат был опальным, поскольку во главу угла ставил служение клану и лично своему господину, а не сёгуну из клана Токугава. Именно поэтому вплоть до революции Мэйдзи книга Цунэтомо была доступна лишь для чтения самураям из клана Набэсима. «Сокрытое в листве» является классическим произведением о самурайской этике. Особую популярность книга приобрела в период Второй мировой войны.

Если, укрепляя своё сердце решимостью каждое утро и каждый вечер, человек сможет жить так, словно тело его уже умерло, путь будет для него свободен.
Из «Сокрытого в листве»

Бусидо – изначально трактовавшееся как «национальный, особенно военный дух Японии», впоследствии в древней Японии стало обозначать свод правил, регламентирующих поведение и повседневную жизнь самураев – воинского сословия, определявшего историю своей страны на протяжении столетий. Ямамото Цунэтомо, великий самурай, живший на рубеже восемнадцатого столетия, предлагает молодым воинам своё напутствие, свой рецепт обретения себя. «Сокрытое в листве» рассказывает о том, как вернуть былую веру в чистоту и справедливость. Призывает отказаться от прагматизма, уверяя, что лишь интуиция способна привести к первоосновам бытия, помочь в любых свершениях. Жизнь в мире, всезаполняющее чувство долга, забота о чести – как о высочайшем достоинстве, мужество и решительность, являющиеся главным оружием самурая, любовь – понимаемая в смысле высочайшей романтики, снисходительность и сострадание к людям – это и есть Хагакурэ.

Клан Набэсима, которому служили Ямамото, относился к категории тодзама – так называли тех, кто подчинился Токугава Иэясу только после Сэкигахара. Основатель клана Набэсима – Набэсима Наосигэ – вначале выступил на стороне Токугава, но внезапно перешёл на сторону Тоётоми. Сменилось три поколения даймё, прежде чем растаял холод отношений сёгунов Токугава к клану Набэсима.

Ямамото Цунэтомо вместе со своим господином обучался у ученого по имени Куранага Рихэй. На него повлияли также конфуцианец Исида Иттэй и дзэнский священник Таннэн. Высказывания Цунэтомо дошли до нас только благодаря Тасиро Цурамото, записавшему содержание бесед, продолжавшихся между ними более семи лет. Сам же Дзётё советует после прочтения всех одиннадцати книг бросить их в огонь.

Путь Самурая – это прежде всего понимание, что ты не знаешь, что может случиться с тобой в следующий миг. Поэтому нужно днём и ночью обдумывать каждую непредвиденную возможность. Победа и поражение часто зависят от мимолётных обстоятельств.
Из «Сокрытого в листве»

Мысли Цунэтомо не простирались дальше владений клана Набэсима. И более ста пятидесяти лет, вплоть до реставрации Мэйдзи в 1868 году, «Хагакурэ» оставалось учением для избранных. Трудно сказать, что сильнее повлияло на это: или стремление Набэсима использовать наставления Дзётё только для воспитания своих самураев, или же опасения о том, какую реакцию у сёгуната вызовут призывы к беззаветной преданности даймё клана Набэсима, пронизывающие текст «Хагакурэ».

«Сокрытое в листве» – именно так назвал свою знаменитую книгу Ямамото Цунэтомо. Само название символично, но как нельзя более точно передаёт истинное восприятие Буси-До – скрытое от постороннего, от обыденности, истинное Учение Воина.
Лишь тот, кто всматривается в глубь Учения, осуществляет его через себя, начинает видеть скрытые за «листвой» обыденности тайные цветы. И каждый день Буси-До открывает Воину новые грани восприятия, новые прекрасные цветы, в которых его тайная любовь...
Если идущий по Пути получает из Его глубин знание, если Путь уносит его, как Поток, значит он действительно вошёл во Врата и оказался уже не снаружи, а внутри Его мандалы…
© А. Р. Басов, «Легенда»

В самом начале «Хагакурэ» есть изречение: «Я постиг, что Путь Самурая – это смерть», ставшее лозунгом лётчиков-камикадзэ Второй мировой войны.

Цунэтомо верил, что полное слияние со смертью в своих мыслях, даже при жизни, – это высшее состояние чистоты и концентрации. Он считал, что разрешение конфликта со смертью и её принятие приводит к переходу жизни на более высокий уровень, пронизанный красотой и грацией, недосягаемыми для людей, занятых самосохранением. В «Хакагурэ» Ямамото критиковал тщательно спланированную месть Ако, исполненную его современниками-ронинами, за то, что удар был нанесён отсроченно.

«Хагакурэ» призывает отказаться от прагматизма, от здравого смысла; лишь интуиция способна привести к первоосновам бытия, помочь в любых свершениях. Не дзэнское созерцание Пустоты, а жизнь в мире, жизнь в эту минуту, жизнь определённая одним: правильным ли будет твой следующий шаг. Постепенность и сиюминутность движения и порыв, мгновение и вечность...

Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так, словно твоё тело уже умерло, ты станешь подлинным самураем. Тогда вся твоя жизнь будет безупречной...
Из «Сокрытого в листве»

«Хагакурэ» («Сокрытое в листве»), или «Хагакурэ Кикигаки» («Записи о сокрытом в листве») – это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо (Дзётё Дзинъэмон Ямамото, 1659–1719), вассала Набэсима Мицусигэ, третьего правителя земель Хидзэн (в наши дни это часть префектур Сага и Нагасаки в Японии). Цурамото Тасиро выбрал эти комментарии из его личных бесед с Цунэтомо в период с 1709 по 1716 годы. Хагакурэ также известно как «Сборник Набэсима» или «Сборник Хагакурэ»; дошедший до нас вариант состоит из 11 книг (1300 коротких историй):

– Книга Первая: Собрание изречений мастера Хагакурэ, часть первая.
– Книга Вторая: Собрание изречений мастера Хагакурэ, часть вторая.
– Книга Третья: Изречения и деяния Набэсима Наосигэ, Набэсима Кацусигэ, Набэсима Мицусигэ и Набэсимэ Цунасигэ.
– Книга Четвёртая: Традиции клана Набэсима, изречения и деяния его прославленных самураев.
– Книга Шестая: Традиции клана Набэсима, изречения и деяния его прославленных самураев.
– Книга Седьмая: Традиции клана Набэсима, изречения и деяния его прославленных самураев.
– Книга Восьмая: Традиции клана Набэсима, изречения и деяния его прославленных самураев.
– Книга Девятая: Традиции клана Набэсима, изречения и деяния его прославленных самураев.
– Книга Десятая: Жизнь самураев других провинций.
– Книга Одиннадцатая: Дополнение к предыдущим Книгам.
– Заключающее слово: Праздный вечерний разговор.

«Хагакурэ» – это трактат о бусидо – кодексе чести самурая. Оно провозглашает бусидо как «Путь смерти», или «жизнь так, как будто ты уже мёртв». Согласно «Хагакурэ», самурай готов умереть в любой момент, во имя сохранения чести (воинской чести). По мнению Юкио Мисимы, все заповеди Дзётё Ямамото появились на фоне преувеличенных до крайности изысканных вкусов японцев, живших в эпохи Гэнроку (1688–1704) и Хоэй (1704–1709) как отрицание существовавших ценностей. Например, оно гласит: «Если всё в мире не более чем притворство, искренна одна лишь смерть». Как и другие подобные произведения, изречения написаны под влиянием трактата Сунь-Цзы «Искусство войны» и выдержаны в канонах дзэн-буддизма, синтоизма, учений Конфуция и Мэн-Цзы. Вместе с тем, Цунэтомо решительно отвергает позицию безответственного стороннего наблюдателя присущую монахам того времени – пассивного принятия существующего порядка вещей, беспринципного и некритического следования мнению большинства. А также осуждает чрезмерно усердное изучение книг о философии, стратегии и тактике, так как, по его мнению, это развивает у самурая привычку в минуты принятия решений производить длительные размышления, вызывает сомнения и нерешительность. «Если на поле боя начать рассуждать, этим рассуждениям не будет конца… Прочтя книгу или свиток, лучше всего сжечь их или выбросить прочь». Истории из «Хагакурэ» повествуют о боевой доблести, воинском долге, совести, ответственности, сострадании, терпимости, стремлении к самосовершенствованию в духовной и профессиональной сферах.

«Сокрытое в листве» – достойная из книг.
И мудрый Самурай взял имя правильно –
«Вечное Утро...
Вечный Друг»...
И это вместе – Цунэтомо...
И Ямамото – что просто значит глубоко:
«Там, где начинаются горы»...
© А. Р. Басов, «Легенда»

В записях даны правила поведения самурая в воинском коллективе (клане) для обеспечения его карьерного роста и (в первую очередь) достижения уважения со стороны других самураев. При этом личное достоинство ставится выше занимаемого положения в обществе, а личные интересы ниже интересов господина и клана. Но служение господину не являетя рабством. Это утверждение наиболее точно выразил Инадзо Нитобэ, в своём эссе «Бусидо – Душа Японии» он писал: По Бусидо, человек, который позабыв о чувстве достоинства, исполнял капризы, причуды или несправедливые приказы своего господина, считался обесчещенным. Такого человека самураи называли «ней-син» (nei-shin) – «лакей», потому что вместо службы, он занимался прислуживанием, то есть – заискиванием, или «со-син» (chо-shin) – «плебей», который старался влезть в доверие либо стать «любимчиком» своего господина посредством низкого раболепия. Эти два эпитета отражают сущность тех, кого самураи считали сознательными рабами, любящими свою подобострастную неволю и видящими свою службу господину в виде лизоблюдства, игнорируя Преданность, основанную на велении благородного сердца. Преданность господину также выражалась в указании ему на неверность его решений. Но при всём при этом самурай был обязан исполнить приказ своего господина в любом случае, даже если ему не удавалось переубедить его отменить несправедливое решение. Нередко, протестуя против решения своего господина, и вследствие этого, оказавшись между долгом преданности и долгом справедливости, самурай совершал сэппуку.

Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно. Каждый день, когда тело и ум пребывают в покое, нужно представлять себе, как тебя пронзают стрелами, убивают выстрелом из ружья, протыкают копьём или разрубают мечом. Каждый день нужно воображать себе, как ты погибаешь в горящем здании, как тебя уносят огромные волны, поражает молния или присыпает обломками каменных стен во время землетрясения. Каждый день нужно переживать падение с высокой скалы, смерть в результате болезни или самоубийство после смерти хозяина. Каждый день без исключения нужно считать себя уже мёртвым.
Есть древнее изречение:
«Оставь дверь открытой – и враг уже тут как тут;
Стань под карнизом – и тебя уже нет.»
Не нужно быть всё время настороже. Нужно считать, что ты уже мёртв.

Особое внимание уделено историям о неравнодушном человеке (мастере начала), поэтому значительную часть документа составляют психологические рекомендации по ведению диалога (спора), по изучению собеседника (оппонента) и манипуляции им , в том числе «силовому внушению» своей точки зрения. Также в записях рассматриваются вопросы построения взаимоотношений в семье и (в куда большей степени) воспитания детей.

«Хагакурэ» это не сборник заповедей, это своеобразная методика познания мира и постижения мудрости – излагающая способы получения информации, её анализа и использования для понимания пути самурая. Как любое поэтическое произведение «Хагакурэ» даёт эмоциональный и моральный посыл, и необходимость выбора смерти как единственного верного пути (стремление к смерти), рассматривается как необходимость совершения поступков в соответствии с моральными принципами воина (бусидо), не оставляя себе шанса на «отступление» – то есть недопущения лжи, лени, трусости, предательства, несмотря на возможные негативные последствия для «самурая». Автор утверждает что, только избавившись от страха перед смертью, человек может жить «полной» жизнью. И здесь прежде всего имеет значение не сама смерть, а решимость умереть в любое время по своей собственной воле.


Художник: DEADMANBLAKE

Главное качество самурая – это воля, сконцентрированная в стальной кулак; воля, отточенная, как лезвие меча; воля, закалённая готовностью к смерти.
© А. Р. Басов, «Дух Воина»

Основной объём «Хагакурэ» отведен историям, раскрывающим роль самураев в мирное время.

Если нужно в нескольких словах выразить самое главное в жизни самурая, я скажу: душой и телом служи своему господину. Если же меня спросят, что ещё важно для самурая, я отвечу: совершенствуй свой разум, будь человечным и проявляй смелость.
Из «Сокрытого в листве»

Мирная жизнь самурая целиком направлена на постоянную морально-психологическую подготовку к соверешению одного «единственного поступка» – мгновенного интуитивного принятия решения и немедленную его реализацию, отказавшись от личной выгоды (в экстремальных случаях – невзирая на угрозу жизни или неизбежность смертельного наказания – приказа совершить сэппуку).

Одного из молодых господ как-то наставляли, что «сейчас» это и есть «то самое время», а «то самое время» это и есть «сейчас».Человек ничего не стоит, если он не понимает, что «сейчас» и «то самое время» это одно и то же. Так, например, если его позовут к хозяину и попросят без промедления что-то объяснить, он придёт в замешательство. Это ещё раз подтверждает, что он считает эти два момента различными. Если же человеку удаётся свести «сейчас» и «то самое время» воедино, он – настоящий слуга, хотя, возможно, он никогда не станет советником господина.
Из «Сокрытого в листве»

В заключительной главе (Праздный вечерний разговор) изложены четыре заповеди самураев господина Набэсима:
1) Не позволяй другим превзойти себя на Пути Самурая.
2) Всегда будь полезен своему хозяину.
3) Помни сыновний долг перед родителями.
4) Проявляй великое сострадание и помогай людям.

Отдельные истории указывают на так называемые «старые времена» и подразумевают нарастающую слабость класса самураев эпохи Цунэтомо. Вместе с тем в «Хагакурэ» есть следующие строки:

Смелые люди былых времен часто были беспутными. Поскольку они были исполнены сил и отваги, по своему характеру они легко теряли самообладание и горячились. Когда я усомнился в этом и обратился с вопросом к Цунэтомо, он ответил: «Хотя люди прошлого были исполнены сил, вполне понятно, что по своей натуре они были грубы и часто выходили из себя. В наши дни не осталось людей, одержимых такой кипучей энергией, и поэтому беспутство проявляется редко. Поскольку таких людей больше нет, нравы улучшились. Однако всё это не имеет никакого отношения к воинской доблести. Хотя люди в наши дни не очень деятельны и поэтому более сговорчивы, это не означает, что они уступают людям прошлого в своём стремлении к смерти. Стремление к смерти не имеет ничего общего с энергичностью».

«Хагакурэ» сложен для понимания людей не являющихся кадровыми военными, поэтому при чтении записей обычно слишком много внимания уделяется видимой стороне («безрассудной» храбрости, «чрезмерной» жестокости, «бессмысленной» смерти, «технике» сэппуку и т. п.). Невозможно понять смысл произведения (увидеть сокрытое в листве) не имея соответствующего воспитания. По этому поводу в документе имеется следующее изречение:

Буддистский священник Рёдзан записывал свои размышления о воинском искусстве полководца Таканобу. Другой священник, узнав об этом, упрекнул его: «Негоже священнику писать о военачальнике. Ведь, каким бы хорошим сочинителем он ни был, он исказит намерения великого полководца, поскольку сам не участвовал ни в одном реальном сражении. Поэтому не стоит передавать будущим поколениям неправильные сведения».

Юкио Мисима писал: «Те, кто читают «Хагакурэ» с точки зрения общественных условностей – для знакомства с феодальной моралью, например, – не замечают в ней оптимизма. В этой книге отразилась великая свобода людей, жизнь которых жестко регламентирована социальной моралью…». Весь документ пронизан скрытой самоиронией «старого военного», Хагакурэ подобно поучениям горячо любящего отца своему сыну.

Если воин может двадцать четыре часа в день без устали нести на одном плече преданность и чувство долга, а на другом – смелость и сострадание, он будет самураем.
Из «Сокрытого в листве»

Записи актуальны и в настоящее время, так как являются осмыслением неписанных законов (кодексов чести) естественным образом складывающихся в подразделениях армии и военно-морского флота, а также частично в иных «закрытых» формированиях (например в якудза, «воровской» среде и криминальных сообществах 30–90-х годов).

«Хагакурэ» не получало широкого распространения в течение десятилетий после смерти Цунэтомо. Однако особый интерес к «Хагакурэ» проявился в начале XX-го века, и в 1930 году оно стало самым знаменитым образцом идей бусидо в Японии. После Второй мировой войны, под воздействием волны пацифизма, «Хагакурэ» сыскало себе дурную славу в японском обществе, как проповедь национального милитаризма. «Хагакурэ» осталось очень популярным среди читателей за пределами Японии, главным образом благодаря творчеству Юкио Мисимы, в некоторых из книг позднего периода творчества которого затрагивается система моральных принципов бусидо. Вклад в популяризацию «Хагакурэ» также внёс режиссёр Джим Джармуш, представивший в 1999-м году свой фильм «Пёс-призрак – Путь самурая», наполненный цитатами из источника.

О достоинствах людей прошлого можно судить по тому, как поступают их потомки.
В своих действиях человек должен проявлять всё лучшее, что он унаследовал от предков. Вот что такое уважение к предкам.
Из «Сокрытого в листве»

Источники:
Кодекс бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
Книга самурая: Бусидо. Юдзан Дайдодзи, Будосёсинсю. Ямамото Цунэтомо, Хагакурэ. Юкио Мисима, Хагакурэ Нюмон. Перевод на русский: Котенко Р. В., Мищенко А. А. – СПб.: Евразия, 2000.
https://www.livelib.ru/author/179969-tsunetomo-yamamoto
http://www.epwr.ru/quotauthor/531/

 


Больше о Ямамото Цунэтомо
можно почитать в книгах серии "Самурай"
А. Р. Басова

Поделитесь статьей с друзьями:

Уважаемые господа! 
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда. 
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным. В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.

ВНИМАНИЕ! 
Статья охраняется авторским правом. 

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается. 
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства. 

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав. 





Я не заблужусь...
Северная Звезда сияет во мраке...
Дорога в Вальхаллу пряма, как меч, и всегда передо мной!!!

Copyright 2000-2015 Alexey R. Basov, Tatiana Basova. All rights reserved.

Подписывайтесь на нас:
FacebookLivejournalDeviantartVKontakteVKontakteVKontakteYouTube

English version